В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся:
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
Проект по Online поддержке школьников в сети
http://www.saferunet.ru – Центр Безопасного Интернета в России.
http://www.friendlyrunet.ru – Фонд «Дружественный Рунет».
https://web-landia.ru/ - Ландия - лучшие сайты для детей
www.apkpro.ru. – электронный курс программы “Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет.
http://www.nedopusti.ru/ – социальный проект по защите прав детей «Не допусти».
http://www.newseducation.ru/ – “Большая перемена”
http://www.smeshariki.ru/ – Смешарики.
http://www.solnet.ee/ – "Солнышко".
http://www.1001skazka.com – «1001 сказка».
http://www.murzilka.org/ – Сайт журнала «Мурзилка».
lib/1sentember.ru – Школьная библиотека
www.rba.ru – Российская библиотечная ассоциация
www.rusla.ru – Российская школьная библиотечная ассоциация
www.bibliogid.ru – Библиогид
https://www.edu.ru/ – Российский образовательный портал
lib.aldebaran.ru – библиотека Альдебаран
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
www.prosv.ru – издательство Просвещение
www.lbz.ru – издательство БИНОМ. Лаборатория знаний
www.schoolpress.ru – Школьная пресса
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- Ухудшение здоровья ребенка
- Интернет-зависимость
- Просмотр нежелательного контента
- Общение с незнакомцами
- Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.
Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернете
- Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
- Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения.
- Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
- Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
- Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
- Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.
Педагогам
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:
- Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
- Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
- Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
- Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
- Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
- При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
- Не используйте в логине или пароле персональные данные.
- Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
- Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
- О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
- Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
- Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
- Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
- Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.